5.7. Снятие двигателя
6. Снятие двигателя
1. Поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля.
2. Снимите капот.
3. Снимите аккумулятор.
4. Слейте охлаждающую жидкость.
5. Снимите охлаждающий вентилятор и радиатор. Отсоедините от радиатора верхний шланг и шланг расширительного бачка. Отсоедините шланги от насоса «охлаждающей жидкости и от радиатора обогревателя.
6. Слейте моторное масло.
7. Отсоедините от двигателя трубки масляного радиатора. Отсоедините трубки от масляного радиатора. Закройте пробками отверстия в радиаторе и в двигателе.
8. Снимите генератор.
9. Отсоедините насос гидроусилителя руля и сдвиньте его в сторону. Не отсоединяйте шланги от насоса.
10. Снимите блок системы круиз контроля.
11. Отсоедините компрессор воздушного вентилятора и сдвиньте его в сторону. Не отсоединяйте от компрессора трубки хладагента.
12. Смотрите Главу 4В:
а) Снимите воздухозаборный патрубок и воздушный фильтр.
б) Отсоедините топливные шланги от двигателя. В моделях 2,6 л выкрутите болты и отсоедините кронштейн от картера двигателя.
в) Снимите переднюю секцию выпускной трубы и теплоизолирующий щиток каталитического конвертера.
г) Отсоедините вентиляционные шланги от впускного коллектора.
д) Отсоедините тросик акселератора от кожуха дросселя.
е) В моделях 2,6 л отсоедините шланги и провода от продувочного клапана.
13. Отсоедините вилки разъемов от:
а) Переключателей и датчиков термостата.
б) Лямбда датчика.
в) Отсоедините провода заземления от впускного коллектора и блока цилиндров.
г) Распределителя зажигания. Отсоедините провод высокого напряжения от катушки.
д) Датчика давления масла, датчика уровня масла и датчика температуры масла.
е) Инжекторов, датчика воздушного потока и клапана холостого хода.
ж) Разъемов, расположенных на центральной части разделительной перегородки двигательного отсека.
14. В моделях с механической коробкой передач (См. Главу 7А):
а) В моделях оснащенных гидравлической муфтой сцепления, снимите теплоизолирующий щиток и отсоедините трубку от рабочего цилиндра и высвободите трубку из зажима на коробке передач.
б) В моделях с обычным сцеплением отсоедините тросик от выжимного рычага.
в) Отсоедините провода от выключателя ламп фонарей заднего хода и от привода спидометра.
г) Снимите механизм переключения передач.
д) Отсоедините карданный вал от коробки передач.
е) Установите домкрат под коробку передач и снимите заднюю опорную поперечину коробки.
15. В моделях с автоматической коробкой передач (См. Главу 7В):
а) Отсоедините вентиляционный шланг и провода от коробки передач.
б) Отсоедините шланги масляного радиатора.
в) Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение (N), скрутите гайку и отсоедините рычаг переключения от переключающего штока.
г) Отсоедините карданный вал от задней части коробки передач.
д) Установите домкрат под коробку передач и снимите заднюю опорную поперечину коробки.
16. Вывинтите болты и снимите демпферы двигателя с левой и с правой сторон блока цилиндров.
17. Подсоедините подъемник к специально предназначенным для этого кронштейнам двигателя. Слегка приподнимите двигатель.
18. Отсоедините от двигателя кронштейны правой и левой опор.
19. Поднимите двигатель вместе с коробкой передач на подъемнике.
20. Установите двигатель и коробку на деревянные бруски или на чистый пол.
21. Вывинтите болты и снимите крышку маховика или ведущего диска.
22. В моделях с автоматической коробкой передач, вывинтите болты, крепящие гидротрансформатор к ведущему диску.
23. Снимите стартер с коробки передач.
24. Вывинтите болты, крепящие двигатель к коробке передач.
25. Аккуратно отсоедините коробку передач от двигателя.
4.15. Элементы двигателя осмотр и замена
14. Элементы двигателя -осмотр и замена
Масляный насос
14.1а |
1. Вывинтите винты и снимите заднюю крышку насоса (
14.1а
,
14.1б
).
14.1б |
14.2а |
14.2б |
14.2в |
2. При помощи линейки и щупа измерьте зазор между плоскостью шестерен и плоскостью кожуха насоса, затем измерьте зазор между шестернями (
14.2а
,
14.2б
,
14.2в
).
14.4б |
14.4а |
3. При необходимости замените весь насос целиком.4. Вывинтите заглушку и достаньте пружину и поршень редукционного клапана (
14.4а
,
14.4б
).
14.5 |
5. При необходимости вывинтите температурный датчик (
14.5
).
14.6 |
6. Проверьте, правильно ли сидит шарик перепускного клапана (
14.6
). При необходимости замените клапан.
14.7 |
7. Тщательно почистите все элементы и соберите насос (
14.7
).
Коленчатый вал
8. Осмотрите шатунные шейки и шейки коренных подшипников вала на наличие царапин, проверьте их овальность и конусность. При необходимости шейки нужно переточить, для этого обратитесь к специалистам.
14.9 |
9. Проверьте биение коленчатого вала при помощи специального прибора (
14.9
).
Вкладыши шатунных и коренных подшипников
14.10а |
14.10б |
14.10в |
14.10г |
10. Осмотрите вкладыши на наличие износа, царапин и других повреждений. Если Вы проводите переборку двигателя, рекомендуется заменить вкладыши независимо от их состояния (
14.10а
,
14.10б
.
14.10в
,
14.10г
).
Цилиндры
11. Осмотрите цилиндры на наличие царапин, проверьте конусность и овальность цилиндров. Измерьте диаметры цилиндров при помощи микрометра или при помощи поршня, с которого сняты кольца и щупа.
12. Если износ превышает допустимые нормы, то цилиндры необходимо расточить.
Шатуны
13. Осмотрите крышки шатунов.
14. При возникновении каких-либо подозрений обратитесь к специалистам.
Поршни и поршневые кольца
15. Если Вы собираетесь использовать поршневые кольца повторно, снимите их по очереди с поршня при помощи нескольких щупов.
16. Осмотрите поршни на наличие износа, трещин и других повреждений.
17. Почистите канавки поршневых колец при помощи кусочка старого поршневого кольца.
18. Проверьте поршневые кольца, вставив их в нижнюю, не изношенную часть соответствующего цилиндра. Измерьте концевой зазор колец (14.18). Измерьте также боковой зазор каждого кольца в канавке. При необходимости кольца необходимо заменить. Если изношены канавки колец, необходимо заменить поршни. Предоставьте проведение всех этих работ специалистам.
Распределительный вал
19.Осмотрите поверхности подшипников в кожухе распределительного вала на наличие износа. При необходимости кожух нужно заменить.
20. Осмотрите шейки подшипников и кулачки распределительного вала. При обнаружении износа, вал необходимо заменить.
21. Осмотрите упорную пластину вала и замените ее при необходимости.
Газораспределительный ремень
22. Осмотрите ремень на наличие трещин, сильного износа и поврежденных зубцов. При необходимости замените ремень.
Гидравлические подъемники, коромысла и упорные подкладки
23. При обнаружении даже слабого износа подъемников, их необходимо заменить.
24. Осмотрите коромысла и подкладки на наличие износа и замените их при необходимости.
Маховик и ведущий диск
25. Если зубцы зубчатого колеса стартера сильно изношены, необходимо заменить зубчатый обод маховика.
26. Если поверхность маховика, контактирующая со сцеплением, сильно исцарапана, то ее необходимо обработать.
14.27 |
27. Если игольчатый подшипник в коленчатого вала сильно изношен, его необходимо заменить (
14.27
)
Блок цилиндров
28. Проверьте, чтобы внутренние масляные и водные каналы блока не былизасорены, и в них не было никаких отложений.
14.29 |
29. Если стержневые пробки блока (
14.29
) протекают, их необходимо заменить.
предыдущая страница4.14. Газораспределительный ремень снятие и установка (двигатель в автомобиле) | следующая страница 4.16. Головка цилиндров переборка |
5.15. Элементы двигателя осмотр и замена
14. Элементы двигателя — осмотр и замена
Масляный насос
1. Вывинтите винты и снимите крышку масляного насоса, расположенную в основании крышки цепи.
2. При помощи линейки и щупа измерьте зазор между плоскостью шестерен и плоскостью кожуха насоса, измерьте также зазор между зубцами шестерен.
3. Если величины зазоров не соответствуют техническим характеристикам, то шестерни необходимо заменить.
4. Перед установкой почистите шестерни и смажьте их чистым моторным маслом. Нанесите герметик (N 900947145) на стыкующуюся поверхность крышки насоса.
5. Установите шестерни и крышку. Затяните болты крышки.
Редукционный клапан масляного насоса
2. Скрутите и снимите крышку клапана вместе с шайбой, пружиной и поршнем.
3. Осмотрите детали клапана и замените при необходимости. Если поврежден поршень, замените крышку масляного насоса.
4. Смажьте детали клапана моторным маслом и установите на место.
5. Затяните крышку.
Коленчатый вал
6. Осмотрите шатунные шейки и шейки коренных подшипников вала на наличие царапин, проверьте их овальность и конусность. При необходимости шейки нужно переточить, для этого обратитесь к специалистам. Проверьте биение коленчатого вала при помощи специального прибора.
Вкладыши шатунного и коренного подшипников
7. Осмотрите вкладыши на наличие износа, царапин и других повреждений. Если Вы проводите переборку двигателя, рекомендуется заменить вкладыши независимо от их состояния.
Цилиндры
8. Осмотрите цилиндры на наличие царапин, проверьте конусность и овальность цилиндров. Измерьте диаметры цилиндров при помощи микрометра или при помощи поршня, с которого сняты кольца и щупа. Если износ превышает допустимые нормы, то цилиндры необходимо расточить.
Шатуны
9. Осмотрите шатуны и крышки шатунов.
10. При возникновении каких-либо сомнений обратитесь к специалистам.
Поршни и поршневые кольца
14.11 Поршневые кольца
|
11. Если Вы собираетесь использовать поршневые кольца повторно, снимите их по очереди с поршня при помощи нескольких щупов. Осмотрите поршни на наличие износа, трещин и других повреждений. Почистите канавки поршневых колец при помощи кусочка старого поршневого кольца. Проверьте поршневые кольца, вставив их в нижнюю, не изношенную часть соответствующего цилиндра. Измерьте концевой зазор колец. Измерьте также боковой зазор каждого кольца в канавке. При необходимости кольца необходимо заменить. Если изношены канавки колец, необходимо заменить поршни. Предоставьте проведение всех этих работ специалистам. Если на первом и втором компрессионных кольцах имеются ме-тки, то во время установки колец метки должны быть направлены вверх.
Распределительный вал, коромысла и гидравлические подъемники
12. Снимите распределительный вал и осмотрите подшипники вала на наличие износа. При необходимости подшипники головки нужно заменить, для этого обратитесь к специалистам.
13. Осмотрите шейки подшипников вала на наличие износа и повреждений, при необходимости вал нужно заменить.
14. Проверьте коромысла на наличие износа, при необходимости замените.
15. Если механизм гидравлического подъемника неисправен, замените подъемник.
Цепь газораспределительного механизма и натяжители
16. Осмотрите зубцы звездочек коленчатого и распределительного валов. Если какая либо звездочка повреждена или изношена, необходимо заменить обе звездочки и цепь одновременно.
17. Осмотрите звенья цепи, если они изношены, замените цепь.
18. Осмотрите и при необходимости замените успокоители цепи.
19. Осмотрите и при необходимости замените натяжитель цепи.
Маховик и ведущий диск
20. Если зубцы зубчатого колеса стартера сильно изношены, необходимо заменить зубчатый обод маховика. Если поверхность маховика, контактирующая со оцеплением, сильно исцарапана, то ее необходимо обработать. Если игольчатый подшипник в коленчатого вала сильно изношен, его необходимо заменить.
Блок цилиндров
21. Проверьте, чтобы внутренние масляные и водные каналы блока не были засорены, и в них не было никаких отложений. Если стержневые пробки блока протекают, их необходимо заменить.
17.4. Коробка передач снятие и установка
3. Коробка передач — снятие и установка
Снятие
1. В карбюраторных моделях снимите воздушный кондиционер. В модели оснащенных каталитическим конвертером, отсоедините провод от лямбда-датчика.
2. Поставьте автомобиль на смотровую яму или поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля. Снимите нижний щиток двигателя.
3. Ослабьте на один полный оборот гайку соединения передней секции карданного вала.
4. Отсоедините переднюю секцию выпускной трубы от промежуточной секции, кронштейна и выпускного коллектора. Отсоедините кронштейн от коробки передач. Снимите термоизолирующие щитки выпускной системы.
5. Вывинтите болты, крепящие переднее гибкое соединение карданного вала к фланцу ведомого вала коробки передач.
3.6 Отсоедините карданный вал от фланца ведомого вала
|
6. Отсоедините карданный вал от фланца ведомого вала (3.6).
3.7б Снимите амортизатор с фланца ведомого вала
|
3.7а,3.7б Снимите амортизатор с фланца ведомого вала
|
7. Снимите амортизатор с фланца ведомого вала (3.7а,3.7б).
8. Отсоедините тросик спидометра.
3.9 Отсоедините провод от выключателя фонарей заднего хода
|
9. Отсоедините провод от выключателя фонарей заднего хода (3.9).
3.10 Слейте трансмиссионное масло
|
10. Слейте трансмиссионное масло (3.10).
11. В моделях с обычным сцеплением отсоедините тросик от выжимного рычага.
12. В моделях оснащенных гидравлической муфтой сцепления, отсоедините трубку от рабочего цилиндра и высвободите трубку из зажима на коробке передач.
3.13 Отсоедините крышку в передней части коробки передач
|
13. Отсоедините крышку в передней части коробки передач (3.13).
14. Вывинтите и снимите два нижних болта, крепящих двигатель к коробке передач.
3.15б Отсоедините механизм переключения передач коробки передач от рычага переключения передач
|
3.15а,3.15б Отсоедините механизм переключения передач коробки передач от рычага переключения передач
|
15. Отсоедините механизм переключения передач коробки передач от рычага переключения передач (3.15а,3.15б).
3.16 Отвинтите кронштейн рычага переключения передач
|
16. Вывинтите два болта, крепящих кронштейн рычага переключения передач к коробке передач (3.16).
17. Для лучшего доступа, вывинтите болты и снимите поперечину, расположенную за коробкой передач.
18. Установите домкрат под коробку передач.
19. Снимите заднюю опорную поперечину.
3.20 Установите деревянный брусок между масляным поддоном и передней поперечиной
|
20. Установите деревянный брус между масляным поддоном и передней поперечиной (3.20).
21. Опустите Коробку передач так, чтобы масляный поддон оперся на брус.
22. Вывинтите оставшиеся болты, крепящие двигатель к коробке передач.
23. Отсоедините коробку передач от двигателя и достаньте ее из-под автомобиля.
3.24а Задняя поперечина и кронштейн выпускной трубы.
|
3.24б Соединение механизма переключения передач и переключающего штока
|
3.24в Отсоедините механизм переключения передач
|
24. При необходимости отсоедините механизм переключения передач от переключающего штока (3.24а, 3.24б, 3.24в).
Установка
3.25а Затяните болты задней опорной поперечины коробки передач
|
3.25б Затяните болты задней поперечины
|
3.25в Затяните болты гибкого диска карданного вала
|
25. Установка коробки передач проводится в обратном порядке снятия (3.25а, 3.25б, 3.25в).
5.7. Снятие двигателя
6. Снятие двигателя
1. Поднимите и закрепите переднюю часть автомобиля.
2. Снимите капот.
3. Снимите аккумулятор.
4. Слейте охлаждающую жидкость.
5. Снимите охлаждающий вентилятор и радиатор. Отсоедините от радиатора верхний шланг и шланг расширительного бачка. Отсоедините шланги от насоса «охлаждающей жидкости и от радиатора обогревателя.
6. Слейте моторное масло.
7. Отсоедините от двигателя трубки масляного радиатора. Отсоедините трубки от масляного радиатора. Закройте пробками отверстия в радиаторе и в двигателе.
8. Снимите генератор.
9. Отсоедините насос гидроусилителя руля и сдвиньте его в сторону. Не отсоединяйте шланги от насоса.
10. Снимите блок системы круиз контроля.
11. Отсоедините компрессор воздушного вентилятора и сдвиньте его в сторону. Не отсоединяйте от компрессора трубки хладагента.
12. Смотрите Главу 4В:
а) Снимите воздухозаборный патрубок и воздушный фильтр.
б) Отсоедините топливные шланги от двигателя. В моделях 2,6 л выкрутите болты и отсоедините кронштейн от картера двигателя.
в) Снимите переднюю секцию выпускной трубы и теплоизолирующий щиток каталитического конвертера.
г) Отсоедините вентиляционные шланги от впускного коллектора.
д) Отсоедините тросик акселератора от кожуха дросселя.
е) В моделях 2,6 л отсоедините шланги и провода от продувочного клапана.
13. Отсоедините вилки разъемов от:
а) Переключателей и датчиков термостата.
б) Лямбда датчика.
в) Отсоедините провода заземления от впускного коллектора и блока цилиндров.
г) Распределителя зажигания. Отсоедините провод высокого напряжения от катушки.
д) Датчика давления масла, датчика уровня масла и датчика температуры масла.
е) Инжекторов, датчика воздушного потока и клапана холостого хода.
ж) Разъемов, расположенных на центральной части разделительной перегородки двигательного отсека.
14. В моделях с механической коробкой передач (См. Главу 7А):
а) В моделях оснащенных гидравлической муфтой сцепления, снимите теплоизолирующий щиток и отсоедините трубку от рабочего цилиндра и высвободите трубку из зажима на коробке передач.
б) В моделях с обычным сцеплением отсоедините тросик от выжимного рычага.
в) Отсоедините провода от выключателя ламп фонарей заднего хода и от привода спидометра.
г) Снимите механизм переключения передач.
д) Отсоедините карданный вал от коробки передач.
е) Установите домкрат под коробку передач и снимите заднюю опорную поперечину коробки.
15. В моделях с автоматической коробкой передач (См. Главу 7В):
а) Отсоедините вентиляционный шланг и провода от коробки передач.
б) Отсоедините шланги масляного радиатора.
в) Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение (N), скрутите гайку и отсоедините рычаг переключения от переключающего штока.
г) Отсоедините карданный вал от задней части коробки передач.
д) Установите домкрат под коробку передач и снимите заднюю опорную поперечину коробки.
16. Вывинтите болты и снимите демпферы двигателя с левой и с правой сторон блока цилиндров.
17. Подсоедините подъемник к специально предназначенным для этого кронштейнам двигателя. Слегка приподнимите двигатель.
18. Отсоедините от двигателя кронштейны правой и левой опор.
19. Поднимите двигатель вместе с коробкой передач на подъемнике.
20. Установите двигатель и коробку на деревянные бруски или на чистый пол.
21. Вывинтите болты и снимите крышку маховика или ведущего диска.
22. В моделях с автоматической коробкой передач, вывинтите болты, крепящие гидротрансформатор к ведущему диску.
23. Снимите стартер с коробки передач.
24. Вывинтите болты, крепящие двигатель к коробке передач.
25. Аккуратно отсоедините коробку передач от двигателя.
5.17. Двигатель сборка
16. Двигатель — сборка
1. Переверните блок цилиндров и тщательно почистите седла вкладышей коренных подшипников.
2. Установите вкладыши и упорные полукольца центрального подшипника
3. Смажьте вкладыши чистым моторным маслом.
4. Установите коленчатый вал и поверните его несколько раз, чтобы убедится, что он сидит правильно.
5. Измерьте свободный ход коленчатого вала при помощи щупа вставленного между упорным полукольцом и упорной поверхностью коленчатого вала, или при помощи специального измерительного прибора.
6. Почистите нижние вкладыши и крышки коренных подшипников, смажьте вкладыши маслом.
16.7 Нанесите герметик на стыкующиеся поверхности (1) задней крышки
|
7. Нанесите герметик (N08983368) на стыкующиеся поверхности крышки заднего коренного подшипника (16.7).
16.8 Заполните герметиком пазы задней крышки
|
8. Наполните герметиком (N90001851) боковые пазы крышки (16.8).
9. Установите крышку, вставьте и затяните новые болты.
10. Установите оставшиеся крышки, вставьте и затяните новые болты.
11. Установите новый задний сальник коленчатого вала.
12. Смажьте цилиндры и шейки шатунных подшипников маслом.
13. Установите поршневые кольца, концевые зазоры колец должны быть повернуты относительно друг друга на 180°. Верхнее и нижнее маслосъемные кольца должны быть повернуты на 25-50 мм в разные стороны относительно концевого зазора промежуточного кольца.
14. Почистите вкладыши и крышки шатунных подшипников.
15. Сожмите кольца поршня N1 и установите его в цилиндр, стрелка на головке поршня должна быть направлена в сторону передней части двигателя.
16. Установите крышку шатуна и вставьте новые болты. Затяните болты.
17. Проверьте, чтобы коленчатый вал вращался свободно.
18. Установите оставшиеся поршни.
19. Вставьте сегментную шпонку и установите звездочку коленчатого вала и приводную шестерню масляного насоса.
20. Установите успокоитель цепи и опорную пластину звездочки распределительного вала, затяните болты.
21. Смажьте болты маховика герметиком, установите маховик и затяните болты.
22. Установите поршень N1 в ВМТ.
16.23 Совместите синхронизационные метки (указаны стрелками)
|
23. Установите звездочку распределительного вала и цепь газораспределительного механизма. Совместите синхронизационные метки (16.23).
24. Извлеките старый сальник из передней части крышки цепи и установите новый.
25. Вставьте установочные штифты и установите прокладку крышки цепи. Установите крышку цепи и затяните болты.
26. Тщательно почистите стыкующиеся поверхности блока и головки цилиндров.
27. Установите натяжитель цепи.
28. Нанесите герметик на поверхность, где соединяются головка цилиндров и крышка цепи.
29. Вставьте уплотнительное кольцо в отверстие крышки цепи и установите новую прокладку головки.
30. Установите головку цилиндров, вставьте болты и затяните их сначала рукой, а потом ключом до необходимого момента затяжки.
31. Вставьте и затяните два мапеньких болта головки.
32. Наденьте звездочку распределительного вала на вал и затяните болты.
33. Отрегулируйте боковой зазор распределительного вала.
34. Установите масляный поддон.
35. Установите водяной насос.
36. Установите шкив коленчатого вала и затяните болт.
37. Отрегулируйте гидравлические подъемники и установите крышку головки цилиндров.
38. Установите вспомогательные элементы двигателя.